В вопросах о происхождении Шоу дао сломано уже немало копий, сказано немало слов…

Основными точками зрения, обсуждаемыми оппонентами, являются две. Первая — Шоу дао это древняя традиция переданная А.Н. Медведеву, вторая — Шоу дао это новодел, придуманный им на волне увлечения в 80-х и 90-х годах восточными единоборствами и эзотерическим течениями.

Верные своему принципу искать истину посередине, мы просто попробуем разобраться, как обстоят дела с происхождением Шоу дао на самом деле…

Сразу хочу сказать — доказывать никому и ничего я не собираюсь. Те, кто холит и лелеет идею о своей исключительной принадлежности к тайному клану с 5000-летней историей, пусть останутся при своих мыслях. Им, как, показывает практика, логика и здравый смысл чаще всего чужды. 

Но есть и другие люди, которым не интересно просто так ходить в Шоу дао как в церковь, и с раскрытым ртом слушать проповеди. Для них, я думаю, будет интересно пообщаться на эту тему.

Что мы имеем на сегодняшний день? Сотни часов видеоматериалов, множество книг, среди которых, впрочем, внимания заслуживают далеко не все. Свидетельства учеников старой Школы, той, что была в 90-х годах прошлого века, и от которой сейчас не осталось и следа. Помимо этого, я владею обширным архивом аудиозаписей наших приватных бесед, которые делал в течение нескольких лет в пору моего ученичества, личным видеоархивом, конспектами и аудиозаписями закрытых лекций и занятий. Так же имеется информация от свидетелей событий, происходивших в Крыму в 70-х годах прошлого века, равно как и в Москве 80-х.

Шоу дао система переменчивая… Настолько переменчивая, что новообращенные адепты увидев технику старших не могут распознать в ней элементов Школы. 

Обучение Шоу дао в исполнении АНМ напоминает передачу Дом-2. Нынешние ученики уже не помнят, да и не понимают, как все начиналось и откуда все пошло.

Для примера приведу один забавный случай. В 2009-м году, я, будучи уже отлученным от церкви Шоу дао, за  «возмутительный тон при общении с бывшей женой АНМ», проводил семинар в Тюмени (видео лежит на моем ю-тьюб канале, если вдруг интересно будет). Так вот, там я показывал именно старую базу, без каких-либо включений и заимствований, именно то, что давал Медведев в начале и середине 90-х годов. Но «интернетные спецы», которые пришли в Шоу дао намного позже, на все лады стали «ставить диагноз» и говорить, что все это понадергано из тайского бокса, СГБ и еще бог знает чего. Что ж, как говорится «устами младенцев глаголет истина»…

Отчего же так происходит?
Давайте кинем беглый взор в историю.

Конец 80-х — начало 90-х годов прошлого века. За окном перестройка… На этот период пришелся пик увлечения каратэ и у шу, которое тогда больше называли кун фу.

Выходит первая книжка АНМ. Естественно, в названии фигурирует «кунг фу», а в содержании упоминание о своем «владением каратэ на уровне черного пояса», и о техниках «близких к тай сабаки в каратэ». При ближайшем рассмотрении мы, конечно, поймем, что черного пояса никакого не было и нет в помине, и, если я ошибаюсь, то назовите мне школу, по которой этот пояс дан, и кем. Или хотя бы кто может подтвердить этот «уровень владения». Но дело не в этом.

Дело в том, что из книги в книгу, из фильма в фильм пошли путешествовать аналогии и «похожести».
Стал широко известен стиль Кадочникова — и тут же Шоу дао стало «пластичным единоборством, самым близким по манере, к которому является стиль Кадочникова». Стала популярна капоэйра — и в Шоу дао сразу же обнаружились элементы «чрезвычайно похожие» (см книгу «Тайные кланы»). Стал популярен илик цюань — и откуда ни возьмись АНМ стал преподавать «древние сухожильные техники». Появились и стали расти русские ножевые школы — и, о, господи, что это? Фильм по городскому тактическому ножу? Да неужели! Финал апофеоз — преподавание элементов палочного боя эскримы, под соусом «у нас другие «нюансы». Преподавание отвратительного качества, и абсолютно безрезультатное в плане результатов у учеников.

И это только то, что на виду, на поверхности. Такого рода «заимствований», конечно же, намного больше.

Можно, конечно можно (и оппоненты, скорее всего, так и поступят), сказать, что это все элементы необъятной школы Шоу дао… Ну раз это элементы, то ими должны владеть люди, практикующие Шоу дао. Ведь на оф. сайте «русским по белому» написано, что в контролях они превосходят винчунистов, в ногах — корейцев и далее — по списку.

На практике же — никто там никого не превосходит. Тай сабаки лучше делают каратисты, выведения — кадочниковцы, акробатика — тут даже сравнивать неудобно с капоэйристами, с ножевиками… После заявлений на камеру АНМ о том, что «люди собираются в Ассоциации ножевого боя, а сами понятия не имеют о нем», пусть сами разбираются. С эскримой — милости просим к нам, популярно объясним и покажем откуда что берется.

Конечно, база для создания Шоу дао заложена была, и в этом нет сомнения. Здесь мы просто отделяем зерна от плевел.

Есть минимум несколько свидетелей (имен, понятно, в открытом доступе я не называю), которым мне нет никакого основания не верить. Двое из них малознакомы друг с другом, третий, майор ГБ в отставке, работавший в то время в Симферополе, вообще с ними не знаком. Все трое говорят одно — что в то время в комитете в Симферополе преподавал БИ некий кореец, владевший, цитирую «каким-то народным стилем, и прикладной системой для спецов». Фамилия корейца была Тэн. 

При таком раскладе, встреча АНМ с этим корейцем, и как следствие — получение первичных двигательных навыков взятых из традиционных корейских стилей, видится мне гораздо более правдивой и вероятной, чем то, что описывается в художественной литературе его женой. 

Ретивым «опровергателям Фурунжиева», которые сходу, ни на секунду не задумавшись, истерят в сети своим рефреном: «Он все врет!», скажу: «Что ж вы за столько времени не пришли ко мне, что б узнать эти имена?» Или боязнь какая одолевает? Мое местоположение практически всегда известно — найти меня крайне просто. Только строчить в интернете свои фантазии намного проще, конечно. 

Теперь об аналогах.

О том, что двигательная база Шоу дао крайне близка к народным корейским стилям говорил не только я, но и, например, один из ведущих корееведов, специалист по истории боевой культуры Кореи — К. В. Асмолов.

Давайте вглядимся.
Вот «народный корейский стиль» — тхеккён. Обращаем внимание не только на циркуляционную манеру движения руками, но и на характерные удары ногами. А так же, за непостижимым образом знакомыми жестами в самом начале клипа.

Опять-таки, банальные и очень хрупкие аргументы поклонников А.Н. Медведева — в Шоу дао все не так, у нас другие детали и т п разбиваются напрочь о простой эксперимент. Попробуйте произвольно повторить движения вышепреведенного корейского мастера. Так, как вам будет удобно. Как у мастера конечно не получится, а вот Шоу дао выйдет отменно.

Думается, что именно так и создавалась «древняя клановая школа» — не скрупулезной наработкой, а простой имитацией движений, подсмотренных и исполненных в удобной для себя манере. В последствии это повторялось не один десяток раз.

Давайте посмотрим еще пример. На видео приведен комплекс корейского искусства Кичун. Здесь мы можем видеть и укоренения, и разветвление, и «тайный» жест «Ты часть меня — я часть тебя», и много еще чего до боли знакомого. Тех, кто захочет сравнить, отсылаю к фильму «Красная и Черная Собаки в энергоспиралях», к части где показаны разветвления и укоренения (с моим непосредственным участием). Безусловно, А. Н. Медведев не обладая кондициями мастера, все максимально упрощал, а имея крайне плохую память на запоминание последовательностей конкретных движений, все сводил к «интуитивной наработке».

Вот еще описание  одного корейского БИ, от того же К.В. Асмолова. Приведу маленький отрывок, чтобы не утомлять, по желанию в сети найдете полное описание.

«Как и в тхэккён, движения в чхарёк строятся так, что руки и ноги бойца как бы усиливают друг друга без дополнительного напряжения. По сравнению с тхэккён, в чхарёк больше ударов головой, коленями, плечами, локтями. Оружием являются и зубы, которыми, как правило, атакуется внутренняя поверхность руки. Разработаны техники ударов ногами из положения сидя, техники атаки нервных центров, в том числе — и пальцами ног… Чхарёк — одна из немногих систем, где наряду с правилами самообороны «от людей» или «против оружия», существуют детально разработанные техники самообороны против различных животных волка, быка, медведя, тигра.»

Ничего не напоминает? Думаю читавшим «классификацию Шоу дао» это покажется весьма знакомым.

Думаю, что сомнения о корейском происхождении базы Шоу дао возникнут только у оппонентов, которые «априори не согласны с Фурунжиевым», по любым вопросам. Но все бы было слишком просто и легко, если б мы, найдя видео тхеккёна и других корейских БИ, поставили бы точку. АНМ использует элементы корейских стилей, конечно на свой лад, так, как ему удобно, как получается, а не так, как это преподается в классических Школах, однако в составном коктейле техник Шоу дао есть еще корни, и эти корни играют не менее важную роль в нашем понимании истоков.

Я расскажу вам вот что. Будучи на Филиппинах и изучая Балинтавак Эскриму с мастером Ником Элисаром, я обратил внимание на очень знакомые элементы техники боя без оружия. Заимствования филиппинских техник в Шоу дао налицо, и это секрет, наверное, только для нынешних адептов, но, по сути, «защиты крылом» («wing defence» или «wing blocks» на Филиппинах), шлепковые защиты (техника мано-мано), контроли-переводы-переносы (сомбрада), круговая наработка техники, все это присутствует в ФБИ, и привнесены в Шоу дао без каких-либо нововведений, если не считать искажения плохо освоенной и непроработанной техники.

Так вот, завидя эти элементы, я естественным образом стал спрашивать откуда эта техника, и что это такое. Надо сказать, что сама техника заключалась в последовательном, каскадном воздействии на суставы, где при неудачно исполненном болевом, исполнитель мягко и логично переходит на следующий. Мастер Ник исполняет эти техники виртуозно и быстро. Я сказал, что эта техника мне знакома, и продемонстрировал ему «облако болевых»… работа была идентична… Я естественно спросил, как называется то, что он делал, ожидая услышать что нибудь новое про ФБИ. This is combat judo (это боевое дзю до) — был ответ.

Вот тебе и здрасьте! Нет, японские Школы популярны на Филиппинах, и «здрасьте» заключается не в том, что техника была не филиппинской.

Я естественно стал изучать вопрос. И вот что получилось.
АНМ, кандидат в мастера по дзю-до, безусловно знакомый с его боевым разделом (см главу как дрались в НКВД про дзю-до Вульфа), ненавязчиво адаптировал его под корейскую двигательную базу.

«Приемы могут быть одинаковы в разных системах, важнее группы и системы приемов» — мысль АНМ в вольном изложении. Конечно, сустав руки у всех ломается одинаково, и многие это используют, но давайте посмотрим вот этот клип:

Для тех, кто посещал заочные курсы БАРС, этот комплекс хорошо. И не по одному приему, а именно по системе, где элементы даже демонстрируются в той же последовательности. Ну, и им так же будет небезынтересно узнать, ЧТО они изучали под грифом Шоу дао. 

Тут вам и освобождения, и выведения, и «горящий уголек», и масса других заимствованных элементов.

Комплекс боевого дзю до в клипе показан, конечно, не полностью. Кого интересует полный — посмотрите программу заочных курсов БАРС.

Разобравшись в том, откуда взялась база, мы попробуем понять откуда взялось техническое наполнение.

Для затравки приведем отрывок из книги АНМ «Как дрались в НКВД», где он гневно клеймит плагиаторов:
«Нет, никогда не были самозванцы Гавриков, Масюков и Зенько авторами книги «Боевое дзюдо». От корки до корки передрана она с одного из пособий Хорста Вольфа (Хорст Вольф, «Дзюдо для самообороны». Издательство Sportverlag. Берлин, ГДР, 1958.) Бедняга Вольф далеко не первый и, наверное, не последний из зарубежных авторов, работы которых постигла подобная участь, причем украдены были не только книги, но и имена. Конечно, Вольфу далеко до печального рекорда Хаберзетцера, книгу которого скопировало уже несколько шаек плагиаторов в нескольких республиках бывшего Союза одновременно, но это лишь потому, что популярность дзюдо сейчас несколько меньше, чем ушу.»

Про боевое дзю до я уже много сказал, и понятно, что «самозванцы Гавриков, Масюков и Зенько» далеко не единственные в своем роде. Приведу еще цитату из книги «Его величество нож»:

«У специалиста, знакомого с пособиями Долматова, конечно же, вызовут улыбку метаморфозы, происшедшие с изображениями спецназовцев, перекочевавшими на страницы дешевеньких популярных брошюрок и сменивших военную форму на камуфляж ниндзя.»

Часто поклонники АНМ приводят странные доводы о том, что АНМ к 25 годам уже имел и знание по БИ, и по медицине, и по ци гун, и по всему остальному. Не совсем так, точнее совсем не так. Нигде и никем не приведено ни одного доказательства этого. Шоу дао как система была озвучена в Москве в 1989 году, более широко — в 1990. Фактов подтверждающих более ранние упоминания нет. То есть свое «мастерство к 25-ти годам» Александр Николаевич просто придумал. Все, что было до этого — это увлечение, хобби, «напизы и заинапы» и т п…

В одной из своих книжек АНМ как-то проговорился о том, что он имел доступ к большому количеству боевой и околобоевой литературы, а так же к книгам по энергетике, эзотерике, гипнозу и т д. Не оттуда ли он стал черпать свои «бесконечные знания»?

Анализ его творчества дает нам, в общем-то, небольшой список литературы использованный им для технического наполнения Шоу дао. Книги эти великолепны, практичны и редки даже сейчас.

Я озвучу три из них, и шаг за шагом покажу что и откуда бралось. Это — «Кун фу — У шу» Роланда  Хаберзетцера, «Кемпо» Эда Паркера и «Высшее Карате» Масутатсу Оямы. Просмотрев их даже бегло, вы увидите очень много знакомого, а поизучав их углубленно найдете, например, логику тао «проснувшегося дракона» (которого сам АНМ никогда не мог исполнить) в folow up техниках Оямы, говоря же про Паркера с Хаберзетцером — вообще найдете не только до боли знакомое, но и весьма забавное.

Как правило, поклонниками АНМ книги не читаются и фильмы не смотрятся. Все это по большей части коллекционируется или иногда бегло просматривается. А уж про проработку техник представленных в книгах вообще говорить не приходится.

Однако, начав работать с ними (при условии что в детстве вы читали книги Оямы, Паркера и Хаберзетцера), вы случайно начнете замечать какие-то сначала смутно знакомые, а при ближайшем рассмотрении весьма близкие с детства образы. И у нас, так же как и у «специалистов знакомых с пособиями Долматова», невольно появится улыбка, при виде метаморфоз, которые произошли с японскими, тайваньскими и гонгонговскими мастерами, сменивших свою традиционную одежду на шоудаосский стиль, в том числе и в прическах.

Давайте бегло пройдемся по некоторым забавным казусам. 

Практически каждое свое занятие, каждую лекцию АНМ начинает стандартной фразой : «Сегодня я вам покажу уникальные техники, аналогов которым нет», и критика (не подтверждаемой, как правило, ничем), а, порой, просто недопустимые оскорбления других мастеров, являются неотъемлемой частью этих занятий. Однако Масутацу Ояма — один из немногих мастеров, которые не удостоились хулы со стороны АНМ. Оно, в общем-то, и понятно. Дело в том, что большинство боевых «уникальных техник» мы без труда находим в его книге «Высшее карате», и отчасти в других — «Что такое каратэ?» и «Мастерство каратэ».

Вот несколько примеров.
«Уникальная техника» гибкого кулака, которая нигде, по мнению многих поклонников АНМ не встречается, была впервые показана в 1970-м году (год выхода книги «Высшее Каратэ»).

Давайте сравним. Вот «гибкий кулак» в исполнении АНМ (ударная форма «хвост скорпиона»):

А вот техника «уракен» (в специфическом ранне — кьокусиновском исполнении):

Как говорится, найдите 10 отличий (икитэ не в счет, конечно).

Хочется предвосхитить заезженную песню оппонентов про другие «ньюансы» (простите за моветон, сохраняю лексику оригинала), покажите мне двух людей которые сделают одну и туже технику Шоу дао одинаково, не привнося в нее своей специфической манеры, тогда можно будет говорить и нюансах, деталях, тонкостях, изюминках и т. д. Все без исключения делают по-своему. Думаю мысль ясна.

Поехали дальше.
Об уникальности техники «наковальни», обычно не говорится, но и она находится в книгах Масутацу Оямы.

Равно как и очень популярный ранее у АНМ удар коленом в область сплетения нервов на бедре:

А если вглядеться внимательно в «уникальные» круговые защиты в ШД,

 

то мы без труда распознаем в них технику мае-банэ камаэ, в высшем каратэ Оямы:

Ну ладно. А как же быть с «уникальными» позициями рук, и переходами-переменами между ними? Это же непререкаемое исконно шоудаосское? Безусловно, до тех пор пока мы не посмотим в книги Хаберзетцера и опять-таки Оямы.
Вот «задняя стойка стрелы и лука» у Хаберзетцера:

легким движением руки художника превращается в классическую позицию Шоу дао «воздух-огонь», со слегка «подправленой»  спиной. И прической, конечно же.

Но перемены-то, перемены же! —  воскричат с того берега. Не вопрос. Перемены обозначены стрелками, в… что-то какая-то позиция знакомая…

Или вот ее вариация — опять со стрелками, попробуйте траектории

Но Ояма стоит в высокой позиции! — опять возликуют верноподданные. Господа, и это то же не вопрос. Вот вам она же, в низком исполнении, даже с применением. А что там в применении? «Черепаха на спине»? Ну как же так… Позиция в исполнении Масутацу Оямы называется сошин-камаэ.

Случайность, совпадение, роковое стечение обстоятельств.  Ну конечно. Один раз — случайность, два раза — совпадение, а три — это уже закономерность. И если б только одна позиция, то можно было бы подискутировать, но что делать, например, вот с этим:

Позиция «Воздух-дерево-вода» из набора позиций от АНМ, во всей красе. Примечательно, что на всех фото Мастер Ояма, как и положено в Шоу дао — со взвешенной передней ногой. И это не случайное фото, а четко обозначенная позиция гарю-камаэ. Вот скан полной страницы.

Или вот вам вариация позиции «огонь — вода». Как и положено, передняя нога взвешена. Позиция понижена. Только называется позиция — нэко-камаэ.

Вот базовые позиции «огонь-огонь», «воздух-воздух» и «вода-вода» в исполнении Масутатсу Оямы (называются они, конечно же, по-другому). К упомянутой ранее мае-банэ-камаэ добавлена позиция мухэн-камаэ.

Аналогии с Шоу дао в «Высшем каратэ» Оямы находятся практически на каждой странице — и в техниках, и в позициях, и, отчасти, в терминологии. Чтобы привести их все, пришлось бы выложить, наверное, всю книгу. Давайте посмотрим еще на один пример. Позиция, которая у Медведева имеет название «Огонь-дерево-вода». Настоящее же ее название — дзёгэ-камаэ.

SONY DSC

Мне уже приходилось слышать от шоудаосов, что Масутацу Ояма делает что-то неправильно. И что это, «ну совсем не похоже на Шоу дао». Ну, да ладно. Идем дальше.

О том, как шоудаосы умеют высоко прыгать, мы знаем еще из первой книжки АНМ. Да и колени у них страшные. Вот, например, такие техники приводятся сразу в нескольких книжках. 

Но вот негодные тайваньские мастера десятью годами ранее показали Хаберзетцеру те же самые техники, вот негодяи, «неблагодарные люди, одержимые алчностью и звездной болезнью» (С)! Да еще и рисунки так же на одной странице разместили!

Или вот страшный прием с переломом колена, из книжки АНМ

Имеет своего брата в у Хаберзетцера.

Ах ну да, не та нога, какой тончайший, хитрый нюанс.

Хотите еще? Пожалуйста. Реализация жеста «Даруй» в течение долгого времени красной нитью проходила через процесс обучения. Вот вам реализация жеста «даруй», с техникой «входа в узкое ущелье»  (позиция каишу-камаэ). Откуда только Масутацу Ояма знал столько секретных «систем приемов» из Шоу дао? А? 

Книга Масутацу Оямы изобилует большим количеством различных техник и их вариациями. Прямо скажем, Медведеву было из чего черпать вдохновение — практически все эти техники взяты на вооружение нашим хранителем-плагиатором. Вот еще один пример: позиция в интерпретации АНМ называлась «птица на дереве». Для полного совпадения к фото Мастера Оямы нужно подрисовать веревку в руках. В «Высшем каратэ» эта позиция называлась чукэн-камаэ.

У АНМ есть одна черта, такой ключик, я бы сказал. Можете проверить, если интересно. Если он в книгах или на лекциях вслух говорит, что эта техника очень близка к Шоу дао, то значит эта техника точно заимствована. Вот смотрите, рисунок из книжки Юры Сенчукова.

«Техника близкая к Шоу дао» — как ее описал сам АНМ. Подобные техники имеют корейское происхождение, и Юре их преподавал никто иной как Пак Сон Чер, с коим мы, было дело, несколько раз встречались и вели философские беседы за чаем. А Пак Сон Чер преподавал в то время ничто иное, как тхеккён — тот самый, народный корейский стиль. Конечно Пак не учил Медведева. Последний просто подсмотрел все его техники, а потом выдал за свои, но об этом чуть позже. Давайте вернемся к «Высшему каратэ».

Вот вам блокоудары, которые в терминологии Медведева приобрели название «живая ветвь». Обратите внимание не только на общий рисунок техники, но и на манеру исполнения — они идентичны.

      

Для сравнения — рисунок из книги АНМ «Тайные Кланы»:

Вот вам комплекс «ветви дерева» (одновременная защита и атака)

Интереснейшей в книге Масутацу Оямы является глава, посвященная технике «кудзуши», которая переведена самим автором как «ловушки», что, конечно же, тут же напомнит нам о «ловушках» в Шоу дао. Надо сказать, что практически все техники этой главы имеют своих «двойников» в Шоу дао, но всю главу приводить мы не будем (вставлять цитаты на пол-книги это все-таки стиль АНМ). Но некоторые все-таки посмотрим.

Вот совсем уж неприлично похожие техники шлепковых защит (те, что в Шоу дао названы «перевернутая лодка» и «обезьянья лапа»). В кьокусинкай эти техники называются маваши-укэ-кудзуши и сото-хикакэ-кудзуши.

 

А вот просто идентичные защиты тому, что А. Н. Медведев назвал защитами «головой петуха» (хайте-какэ-кудзуши):

Вот вам «шоудаосские» способы реанимации (см фильм «Коготь каменной птицы» — я, лично, хорошо это помню, ибо показывалось все это на мне)

             

А вот — как можно поставить на одну страницу, практически рядом, оригинал рисунка Хаберзетцера и его скопированный аналог в «шоудаосской одежде» с чуть подправленными руками. Нужно же книгам объем создавать… «тысячи разящих приемов» показывать…

Понятно, что взяв за одну из основ своей новоиспеченной школы боевое дзю-до, АНМ уже открыто иллюстрирует технику  «сломанных перьев» в книге «Тайные кланы язычество и рукопашный бой»  рисунками из книги того же Хорста Вульфа «Боевое дзю-до».  «Бесконечность знания» во всей красе. 

Все вышеприведенное — даже не десятая часть того, что можно опубликовать. Но сканировать, резать, выкладывать, все это занимает кучу времени и сил, и, по сути, труд неблагодарный. 

Давайте продолжим. Святая святых! Линии концентрации силы! Ноу хау от АНМ! Дробь и фанфары. И все бы хорошо, но опять боксеры подсуропили. Вот небольшой отрывок из книжки «Championship Fighting Explosive Punching and Aggressive Defense». Автор — JACK DEMPSEY. Книжка 1950-го года. Ой любит, ой любит человек старые заветные книжки, библиографические редкости, которые не достать… Так что там? Кликните, чтобы увеличить, я специально оставил текст оригинала. Как перевести Power lines знаете? Нет? Тогда яндекс-словари вам в помощь.

А вот вам и упражнения знакомые до боли, только исполнитель один, и потому есть маленький нюанс в исполнении:

Одной из муссируемых поклонниками АНМ идей является та мысль, что для создания Шоу дао он должен был «в совершенстве знать тхеккён, хапкидо, вин чун, СК» и далее по списку.  ДРУЗЬЯ МОИ! ОЧЕНЬ ПРОШУ ВАС ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ! ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ВЗЯТЬ ИЗ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИСТЕМЫ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЭЛЕМЕНТ, СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ ВСЮ СИСТЕМУ! И уж тем более в совершенстве. Что АНМ, не буду скрывать своего восхищения, блестяще делал, делает и, похоже, будет делать и дальше — показывать так, как у него получается то, что увидел вчера, и что можно быстро продать на очередном семинаре или лекции.

Вспомним о том, в книге «1001 урок боя короткой палочкой» из почти 900 иллюстраций авторских не набирается даже двух сотен! Остальное все понадергано из разных книг — в том числе и из «вдохновителя Шоу дао» Хаберзетцера, а так же из брошюр Юры Сенчукова, без его согласия и вообще какого-либо уведомления.

Представьте себе, если кто-то сделает наоборот, сколько фекалий польется от «высокодуховных шоудаосов». И это не выдумки — их виршами интернет заполнен весьма обильно, — есть что почитать, и из чего делать выводы.

Для полной же картины, давайте  посмотрим начало ката Канку, опять же из каратэ кьокусинкай. Именно из него взята жестовая форма «Малая — большая истина». Как видим — полная калька, от положения пальцев и направления взгляда, до траектории движения рук.

У Медведева есть одна, и замеченная не только мной, особенность, которая проявилась как раз в период реформации, и перехода от процесса обучения учеников к банальному срубанию легких денег. На своих лекциях, критикуя то или иное направление, ту или иную школу (а критикует он очень много), он как бы невзначай роняет фразу: «Их книги вы можете не читать, ибо в них нет ничего интересного». И послушное, организованное в образцово-показательную отару стадо, естественно, не читает. А зря. Именно в тех книгах, что не рекомендовано читать, мы начинаем находить  источник вдохновения и тайных знаний «древнего клана спокойных».

Список литературы по небоевым направлениям, откуда черпается «бесконечность» знания Шоу дао, опять-таки не так уж и велик, и что самое удивительное — не так уж и оригинален.

Не спешите улыбаться, тут все несколько серьезней.

На одном из слетов Шоу дао в Ярцево, на вопрос «как вы относитесь к Ошо?» Медведев стал пространно говорить, что он его не читал, и это мне резануло слух, ибо со мной лично он не раз поднимал вопросы касающиеся Ошо — его книг и деятельности. Когда Александр Николаевич начинает открыто врать, это сигнал к тому, что адептам надо приготовить вилки, что б снимать лапшу с ушей.

Работами Ошо я увлекся относительно поздно, уже практически наизусть зная основополагающие труды нашего хранителя знания. Сначала я поражался близости идей проповедуемых Бхагаваном Раджнишем и А.Н. Медведевым. Понимание откуда взялась эта близость пришло еще несколько позже, когда у Ошо стали отыскиваться идеи, которые запросто переносились на страницы «Библии Шоу дао», подгоняясь под общую канву сюжета.

Любой, кто не одержим сказками о многотысячелетней истории «клана спокойных», почитав книги, Ошо легко найдет в них множество заимствований, переделанных пером Иры Медведевой на шоудаосский лад, для создания имиджа глубины Шоу дао.

Упомянув имя Медведевой, нельзя не сказать, что она занимает видное место в сочинительстве «древней истории» и «бесконечности знания». Имея много свободного времени, и не занимаясь ничем, кроме написания книг, за 20 лет она надергала и переделала на свой лад очень и очень много. И конечно, глупо было б думать, что все в Шоу дао будет надергано без изменений. Нет, конечно. Без изменения преподносится только малодоступная информация, а та, что более доступна — переделывается, переиначивается, ретушируется. Но имеющий глаза — да увидит!

Система работы Иры Медведевой до примитивности проста. Заключается она в том, что бы взять идею или технику у того или иного автора, подобрать к ней цветастое название, и описать своими словами. Для профессионального писателя — задача, прямо скажем, детская. Так, теория блуждающих точек, описанная в книге по вьетнамской медицине автора Хоанг Бао Тяо, превратилась в теорию «воины пути крепости», а диаграммы взаимодействия пяти первоэлементов, приведенные в книге Гаваа Лувсана, неожиданно стали шоудаосскими «крестами Дао», понятие психологических жажд, взятое у Эрика Берна, совмещено с идеями из работы Леонарда Карпа «Акцентуированные личности», и туда же добавлен список основных маний и фобий человека, названных «жаждами». 

Но любой читающий эти строки может легко сам попрактиковаться в создании «терминологии Шоу дао». Давайте, для примера, возьмем ярко выраженные мании самого АНМ. Так, его лаломания (мания выступлений с речами) может легко стать Жаждой Большого Оратора, а его логоманию (манию много говорить) можно назвать Жаждой Малого Оратора. Крезоманию (манию к обогащению) можно назвать Жаждой Скупца. Орексиманию (манию к еде) Жаждой Поглощающего. Мегаломанию (манию собственного величия) — Жаждой Пророка. И так далее. Ну и чем вам не учение?

В своих заимствованиях не обошел АНМ и йогу. Например, «позы героев» (формы вирабхадрасана), неожиданно превратились в «исконно-шоудаосские техники», естественно исполняемые так, как это удобно телу АНМ. В настоящую «позу героя» он встать просто не способен. Но этот «недуг определенный в подвиг» хорошо продается, под грифом «другие нюансы».

Если есть глаза, смотрите сами:

    

Мало — посмотрите еще в сети. Вариаций очень много.

Интересно, что после развода с Медведевым, когда Ирина уехала в Испанию, где благополучно вышла замуж, поток красивых сказок резко сократился, а, точнее, попросту сошел на нет. Сочинять «многотысячелетнюю историю» теперь банально некому.

Но вернемся к Ошо. Вот характерный пример.

Цитата из Ошо:

«В коммуне дети принадлежат всем, а это намного лучше. У них будет хорошая возможность жить с разными людьми. В семье же ребенок общается только с матерью. На долгие годы только мать и отец становятся для него единственными представителями человеческого рода. Естественно, ребенок начинает подражать им. Если в коммуне живет сто человек, то в ней будет много мужчин и много женщин; ребенок не будет вынужден следовать одному, фиксированному, навязанному образу жизни. Он учится у отца, он учится у дяди, он учится у всех мужчин коммуны. В коммуне душа ребенка будет богаче. Он будет знаком со многими женщинами, он будет общаться со многими мужчинами, у него не будет пристрастия к своим родителям. В коммуне ребенок не будет слишком привязан к одной семье, такой семьи просто не будет. Он будет более свободен, менее одержим. Он будет получать любовь отовсюду. Он будет чувствовать, что жизнь — это любовь. Ребенок похож на дерево. Да, ты можешь оказать ему помощь. Можно подготовить почву, внести в нее удобрения, поливать, регулировать освещенность солнцем, и это все, чем ты можешь помочь. Ты не взращиваешь дерево, оно растет само по себе.»

А вот цитата из творения Медведевой:

«Но семья «Спокойных» отличалась от традиционных семей тем, что ее состав все время менялся. По мере взросления ребенок переходил, можно сказать, из рук в руки, вернее из «руки» в «руку». Члены клана жили семьями по пять человек, не обязательно связанных родством. Каждая такая пятерка называлась «рука». Членов руки отбирали посвященные клана, и каждая «рука» выполняла определенное предназначение, направляя своих членов по одному из частных путей, находящим свое выражение в системе кругов. Жизнь ребенка, да, пожалуй, и взрослого в «руке» можно сравнить с переходом из класса в класс частной школы, где в каждом классе изучается свой предмет. Руки могли состоять только из взрослых или только из детей, из разнополых или однополых людей. Переход из «руки» в «руку» воспитывал в детях самостоятельность, умение быстро адаптироваться к перемене образа жизни, учил общаться с самыми разными типами людей, уважать и любить их.»

И откуда что берется…

Но пойдем дальше.

На своих слетах Медведев регулярно высмеивал работы М. Норбекова, постоянно апеллируя к тому, что тот описал «полеты какой-то бабушки», и неизменно советуя ни в коем случае не читать его работ. Высмеивание полетов можно повернуть и в обратную сторону — почитав рассказы о «полетах» самого Медведева в «Пути Шоу дао», но причины к отговариванию от книг Норбекова более прозаичны. Почитав ранние работы Мирзакарима Санакуловича можно найти очень много интересного, превращенного без зазрения совести (о чем это я, мы же о Шоу дао говорим!), в «изначальные знания клана с многовековой историей». Вот, например, откуда взялись такие «исконно шоудаосские техники» как «лепестки» или те же «созвездия тела». Да и терминология какая-то подозрительно знакомая — «трилистники», однако… Рисунок приведен из книги Норбекова «Энергетическое здоровье», вышедшей задолго до разговоров о «созвездиях тела» от Шоу дао.

Знакомо? Конечно знакомо. Тем, кто читал.

Говоря о «лепестках» нельзя не вспомнить вот это видео из начала 90-х годов прошлого века, где Пак Сон Чер показывает работу из тхеккёна, которая потом Медведевым стала выдаваться за «оздоровительно-энергетическое упражнение по лепесткам из обширного арсенала шоу даосов».

Узнаем работу по лепесткам от Шоу дао? Конечно узнаем!

В том же видео мы находим и взращивание ростка инь, и падение плода ян и массу других появившихся в шоу дао 3-4 года спустя техник.

Там же мы видим и «бег по бортам лодок», и «перемещения по паучкам», и «взвешенный шаг», и «гребца на корме и на носу лодки»…

Ну, а в фоновой манере движения — все те же круговые и восьмеркообразные движения рук, с подключением ног и сменой уровней…

Методы превращения знания других школ в «древние знания спокойных» очень хорошо видны на лекции про «белых тигриц», где Александр Николаевич без запинки пересказал книгу Си Лая «Сексуальное учение Белой тигрицы. Секреты даосских наставниц», выдав это за шоудаосскую традицию, и снабдив двумя своими перлами в виде комментариев — «Белые тигрицы — ветвь Шоу дао, а то тут про них стали даже книги писать!», и традиционное: «можете эту книгу не читать, там все равно нет ничего интересного». Естественно, и о «Белых тигрицах» и об авторе, имя которого Медведев даже запомнить не смог, он узнал из самой книги, но какая шоудаосам разница! Книжку кстати очень рекомендую почитать — там много интересных, хотя и сложных идей. Ну, и заодно, увидите, как Александр Николаевич умеет взять чужое и выдать за свое.

Конечно же, это — совсем не единственный случай. Например, Школа Во Дао, описанная в книге Ю. Гриценко «Тайны Гун фу» на лекции АНМ мгновенно превратилась в… «ветвь Шоу Дао некогда ушедшую во Вьетнам»!

И таких примеров — десятки, если не сотни.

Давайте теперь еще раз взглянем на боевые искусства. В книге «Путь к бессмертию» Медведевым описаны якобы шоудаосские ударные формы, которые так же не выдерживают никакой критики. Они надерганы из книги Эда Паркера — «Кемпо», более того, ударным формам Медведев (или его бывшая жена, непонятно кто эту книгу писал на самом деле), не потрудился/лась даже придумать свои названия.

Смотрите сами.

Вот вам извольте — лапа тигра:

вот, пожалуйста, лапа леопарда:

вот — голова дракона:

вот  — «оригинальное, исконно шоудаосское»  — голова барана:

И вот, о боже! Как же так!? Клешня краба? Точно, она.

А вот откуда, помимо кьокусинкай, черпает корни «оригинальная» техника гибкого кулака. Смотрим внимательно схему:

Еще одна святая святых — ци гун. Казалось бы тут уж точно должно быть спрятано великое древнее знание. Но увы, и тут все понадергано.

Один из примеров. На лекции по  «Фонтанам» и «силам предков» Медведев говорил следующее (все это есть на видео — легко находится в сети): «Ток энергии по спине — путь Огня… по передней части тела — путь Воды, посередине — Путь Ветра»

А вот страница из книги Ян Цзюньмина «Секреты молодости: Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга»:

Как же часто случаются такие странные совпадения! Надо сказать, что Ян Цзюньмина Александр Николаевич читает весьма внимательно и берет от него очень и очень много.

Не обошлось так же и без привлечения к своему «бездонному колодцу знаний» и другого видного автора —  Мантака Цзя, — именно того, который удостаивается постоянной критики и оскорблений со стороны создателя Шоу дао, называвшего своего вдохновителя не иначе как «убийцей человечества» (см семинар 21-го января 2005-го года «Древние базовые практики цигун»). 

Однако, читая книги Мантака Цзя, мы находим и «внутреннюю улыбку», и «укоренение», «и классические позы для энергетической работы», и звуковые упражнения, и практику «железной рубашки», и сексуальные практики, и много еще того, что легко преподносится под соусом Шоу дао на лекциях. Из заимствованных практик можно книги писать, что чета Медведевых успешно и делала.

Мне приходилось видеть утверждения ретивых, но, к сожалению, мало адекватных поклонников АНМ, которые утверждали, что Медведев выпустил свои книги по сексуальным практикам раньше Мантака Цзя. Тут, я думаю, можно вообще не комментировать. Просто вспомним, что даже на русском языке первое издание книги о мужской сексуальной энергии под правильной транскрипцией — Цзя, а не Чиа, которую повсеместно стали использовать переводя с английского, вышла задолго до каких-либо упоминаний о сексуальных энергиях в репертуаре АНМ. Про издание на английском вообще можно не говорить — оно было задолго до того, как слово «Шоу дао» появилось в природе.

Ну, и затронув тему сексуальной энергии, нельзя не вспомнить еще об одном «шоудаооском ноу-хау» — обвязках. На своих слетах и семинарах А. Н. Медведев часто давал эту тему под соусом «исконной традиции Шоу дао». И конечно же, малочитающая публика проглатывала это с легкостью и платила свои кровные. Но вот незадача — те же самые схемы обвязок мы с легкостью находим… в японском искусстве сибари (или кимбаку), сейчас широко известного как «искусство эротического бондажа-связывания». АНМ — известный любитель порно, следящий за его новинками, конечно не мог обойти такую замечательную тему и не включить ее в «глубокие плаcты знаний древней школы». 

Давайте сначала послушаем слова самого хранителя, где помимо новинок порно бизнеса мы узнаем о пользе питания в фастфуде и пития колы.

Шоудаосам конечно невдомек, но существует огромное количество литературы, посвященной сибари, и не только его эротическому аспекту, но и медицинскому — от элементарной фиксации травмированных конечностей, до лечения паховой грыжи:

  

Равно как и боевому (ходзе дзюцу) — достаточно хоть немного потрудиться и поискать.

            

Ну, а про то, что сибари изначально практиковалось совместно с шиатсу, и веревки использовались для лечебного воздействия на активные точки тела, написано в большинстве книг посвященных этому вопросу. На своих слетах А.Н. Медведев просто тупо цитирует эти книги. 

Но шоудаосы, без сомнения, проглотят все, что АНМ назовет это «уникальными техниками переданными только ему». И глотают, глотают тоннами. Даже не морщатся.

  

Тех, кому интересно — отсылаю на амазон (см обложки выше — это лишь очень малая часть доступных книг на эту тему), а мы просто сравним хотя бы эти два фото. На одном «традиционные обвязки Шоу дао», на другом — классическая обвязка сибари, в своем порно-аспекте. Другие нюансы? Наверное японка связана более профессионально.

    

А сколько «исконно-шоудаосских» техник и идей мы сможем найти в книгах У Вэйсиня! От «чая как феномена мира» до пальцовок (термин, кстати, введен именно У Вэйсинем, а не Медведевым).

Александр Николаевич как-то постоянно отстает от ведущих авторов на один шаг. Однажды я услышал аргумент от одного ярого поклонника Медведева —  это они у него все передрали! 

Господа, «русский Кастанеда» которого кто-то там по его собственным словам так прозвал за границей, не известен ни на Западе, ни уж, тем паче, на Востоке. Он — звезда местного значения. Но стоит тому или иному автору выпустить ту или иную книгу, как в Шоу дао находится такая же техника. Чудеса!

Отдельно хотелось бы поговорить об аттестационной программе, по которой были аттестованы все сегодняшние приближенные инструкторы. Отмечу, что для глубокой, продуманной системы, которая, по словам создателя, разработала детальную схему обучения, апгрейды, смены требований и программ происходят чрезмерно часто, и всегда несут конъюнктурный характер.

Из всех многочисленных изменений программы обучения, можно выделить три наиболее заметных.

Первая программа была  выпущена в 1991 году, и представляла собой очень упрощенный вариант первых трех больших шагов. В ней было предусмотрено владение начальной техникой иглоукалывания, или например, специфические способы плавания и вхождения в воду (техники «Сухого листа»).

Вторая программа была выпущена в свет в 1994 году, и представляла собой адаптацию для заочных курсов. Программа на 2\3 состояла из элементов боевого дзю до, но традиционно выдавалась за глубокое многовековое знание древнего клана.

Третья программа являла собой, пожалуй, самый неудачный и смехотворный вариант. Выпущенная в 2003 году под грифом «для внутреннего пользования» с названием «Квалификационный справочник, том 1»,  она свободно лежала в интернете, что лишний раз показывало насколько реально «секретными» являются знания АНМ.

Включив в себя без каких-либо изменений программу 1994 года, а так же оглавления из книг А. Н. Медведева, она отображает собой  скорее тенденции Федерации Шоу дао к показному завышению требований и количества технических элементов, и, конечно же, не может не вызывать массы вопросов.

Необъяснимое игнорирование одних терминов и постоянное, часто малооправданное, применение других,  постоянные разночтения  (например, в одном месте обозначенный предельный возраст физических кондиций – 40 лет, в другом – 45), огромное количество техник, перепутанных между собой и помещенных в несоответствующие разделы (часто встречаются куски текста, банально скопированные из одного раздела, и помещенные в другой) – все это «визитные карточки» не только самой программы, но и того что собой Шоу дао являет сегодня, равно как и ее создатель.

Помимо этого в программе 2003 года можно выделить следующие неточности, ошибки и, говоря попросту, ляпы:

  1. Философская составляющая ограничивается начальными ступенями, на более высоких же, она подменяется упражнениями раздела «Вкус Жизни», а в восьмом шаге в раздел философии отнесены еще и формальные упражнения, которым,  в свою очередь, отведен отдельный раздел.
  2. Многие разделы перепутаны между собой – в частности во втором большом шаге в технику защит отнесена работа в захвате, которая здесь же выделена в отдельный раздел.
  3. Предусмотрено владение языком жестов, которым, однако, ни один инструктор сдавший нормативы по этой программе, не владеет, впрочем, как и сам Медведев.
  4. Часто одна и та же техника описывается несколько раз, что ведет к увеличению объема, но не качества.  Риторика завышенных цифр давно уже стала визитной карточкой  при подаче материалов по Шоу дао (помните? — «тысячи разящих приемов», «сотни наименований», и т п ).
  5. Система кругов (одного из основополагающих разделов Шоу дао) дана только до второго малого шага, об остальных кругах составители просто забыли. Вопрос — какое знание они хранят, если забывают о его основах?
  6. Интимные практики, являясь мощнейшей формой воздействия, не прописаны совсем, а лишь упомянуты, в то время как боевое искусство (не самый основной раздел, по словам составителей) представлено несоразмерно широко.
  7. Само название Школы авторы пишут по-разному: то слитно, то через дефис, то через пробел, то с прописной, то со строчной буквы.
  8. Авторы иногда совсем забывают о тех или иных разделах, а это  приводит к тому,  что в разделе «Земля» (падения и перекаты, бой на земле)  неожиданно оказываются техники защит в стойке, а в разделе ци гун – обезоруживания.
  9. Во втором шаге проигнорированы традиции и ритуалы, т е следуя этой программе, на этом уровне они не изучаются.
  10. Ничтожно мало уделено внимание работе палкой. Работа же двумя палками представлена только облачными движениями. Такой сложный раздел как боевое владение веревкой представлен всего тремя строчками.
  11. Не предусмотрено владение терминологией как шоудаосской, так и классической.
  12. Многие важные техники попросту забыты. В частности, составители забыли вставить в программу обучения такие необходимые в обучении ци гун техники как «взращивание ростка инь» и «падение плода ян».
  13. Традиционно не указываются авторы чьи книги были использованы (в частности Лао Цзюнь, автор трактата «100 болезней и 100 лекарств»), что так же отражает психологию современного шоудаоса.
  14. Многие места в программе приходится переводить с «русского на русский». Попробуем прочитать и понять о чем идет речь в открывающей сей документ фразе: «Школа Шоу Дао — уникальное историческое явление, к которому нельзя подходить со стандартными  рамками создания системы  знаний ученика  в рамках даосских  этико-физических  учениях,   неразрывно  связано  со  своей  воинской ипостасью, каким-нибудь уникальным стилем  или  школой боя  и больше напоминает выкладывание мозаики«. Понимаете что-нибудь? Велик и могуч русский язык, но, увы, не в устах шоудаосов.

Одновременно с вышеприведенными пунктами, вызывает множество вопросов сам процесс аттестации. Например, в требования по аттестационной сдаче по боевому искусству не включена никакая форма спарринга, а для получения звания «инструктора 1-й большой ступени по боевому искусству Шоу дао»,  в принципе, необходимо знать одну десятую всего курса, и объем необходимых требований не подразумевает умение исполнять технику в быстром варианте. Непонятна так же и форма сдачи аттестационных нормативов по интимным практикам.

Между тем, выпуск в свет программы 2003-го года служил формальным  поводом для лишения ступеней ранее аттестованных инструкторов (я сейчас  даже не о себе говорю), т. е. включал «обратную силу закона», что само по себе является странным, тем более, принимая  во внимание ее предельно низкое качество и абсолютную непригодность в учебном процессе.

Говорить о стройной системе и продуманной методике обучения в такой ситуации не приходится.  Идея о невозможности стандартного подхода к оценке техники в Шоу дао, в конце концов, приводит к полной безалаберности и неаккуратности, а это  бьет, в первую очередь, по практикующим, сказываясь на их физическом, техническом и духовном развитии. За примерами не нужно далеко ходить – достаточно почитать сообщения в интернете публикуемые  инструкторами, аттестованных по программе 2003 года, или посмотреть их видеоролики, обильно представленные в сети. Беспорядок в аттестационной системе привел к тому, что появилась целая плеяда инструкторов, фальсифицирующих как свою историю обучения, так и свои уровни (см. сайт Федерации Шоу дао).

В общем, «квалификационный справочник» абсолютно не отвечает понятию «скрупулезной классификации», о которой говорится в книгах по Шоу дао (см. А. Н. Медведев «Язычество, тайные кланы и рукопашный бой», стр. 258). Ну, а, если ко всему прочему, принять во внимание количество грамматических ошибок — во всем документе их насчитывается более… 300(!), то  какие-либо еще вопросы отпадают сами собой.

Так же хотелось бы остановиться на нормативах физической кондиции для инструкторов Шоу дао.

Согласно этой программе каждый, кто имеет аттестацию от 1-й большой ступени и выше, должен как минимум:

  • Пробегать 1000 метров за 3 мин
  • Пробегать 100 метров за 12 сек
  • Приседать 500 раз
  • Отжиматься 100 раз
  • Подтягиваться 40 раз
  • Пресс — 200 раз
  • Стоять на борцовском мосту 9 мин

Этого ни один, еще раз подчеркиваю, НИ ОДИН из нынешних инструкторов не способен сделать. 

Все, на что способны наши «воины ночи и тумана» — сослаться на то, что «они знают парня, который может».

Следует, пожалуй, добавить, что и самим «хранителем» и его верными интрнетными глашатаями в сети пафосно объявлялась еще более новая программа, совсем закрытая, которой, впрочем, никто никогда не видел, даже сам АНМ. И как ни пыжились представители Федерации показать свою значимость в составлении хоть какой-то вразумительной программы — все на что их хватило, это выложить на официальный сайт всю ту же программу 2003-го года, которую они даже не потрудились перечитать и исправить основные ляпы. Ну хотя бы ошибки поправили (не все конечно).

Давайте теперь вернемся к философии Шоу дао. Дерево Жизни преподносится авторами как «предмет  поклонения древнего клана».

Однако, образ Дерева Жизни тоже не является чем-то оригинальным и исконно шоудаосским. Достаточно открыть словарь по мифологии и прочитать соответствующую статью.

Приведу небольшую цитату:

«Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчёркиванием той или иной частной функции) — «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» …»

Или вот совсем уж прозаично, из Библии: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая…» (Быт. 2, 9)

Конечно, у верноподданых шоудаосов есть свой всеобъясняющий им аргумент о том, что и «руки у всех одинаковые, и суставы гнутся в одну сторону». Но если б этим можно все было объяснить… Почему-то носители истинных традиций (того же тайцзи, или тхеккена, например), к таким аргументам не прибегают, ибо традиционные системы действительно уникальны. В Шоу дао же, пропитанном плагиатом и неуклюжими заимствованиями выдаваемыми за «истинную древнюю традицию», довольно часто, (да практически всегда), твердят об этом, пытаясь опровергнуть доводы о похожих аспектах.

Пойдем дальше.

Что же еще остается истинно-спокойно-бессмертного? Облачные движения? Это уж, как говорится святая святых, основа основ, база. Но и эта тема так же заимствована из других систем. Надо сказать, что в начале (где-то до 1993-го года) Медведев использовал термин «облачные руки», а «облачные движения» появились в его лексиконе уже позже. Конечно же, эти техники никакие не шоудаосские, они широко представлены практически во всех внутренних школах у шу, и называются они юнь шоу — облачные руки. В каждой Школе они исполняются немного по-другому, ну а АНМ делает их так, как выходит у него. За примерами далеко ходить не нужно. Вот облачные движения из син и, в исполнении мастера Ди Гоюна:

Вот один из самых элементарных вариантов юнь шоу в стиле ян ши тайцзи цюань:

Вот юнь шоу в  чэнь ши тайцзи цюань:

Предвосхищая очередные вопли о «различных нюансах», приведу облачные движения в исполнении Джорджа Сюя — мастера чень ши тай цзи цюань:

И не надо больше про «нюансы». И о том, что «Фурунжиев ничего не понимает в облачных движениях» тоже не надо. Не одно поколения шоудаосов выросло на фильмах с моим исполнением этого элемента, по рекомендации самого АНМ, и если кому-то из опоздавших в Шоу дао не повезло, то примите мои соболезнования и срочно пересматривайте вторую часть «Когтя каменной птицы».

Ну, а для тех, кому покажется что эта форма исполняется не в той плоскости — вот вам та, исконная вертикальная восьмерка:

Так же вспомним начало статьи, с приведенными примерами из циркуляционных движений руками из корейских стилей.

Ляпов в книжках о Шоу дао хватает в любой области, в том числе и в истории. 

Вспомним слова (которые повторялись постоянно из книги в книгу), что Шоу дао в средние века записывали иероглифом «рука» (手), дабы мимикрировать под школу рукопашного боя. Все это прекрасно, но только никогда в Китае боевые школы не носили в себе термин шоу (рука) как принадлежность к боевой традиции. Это — традиция японская, и Медведев, конечно же, подсмотрел ее в каратэ (тэ — японское прочтение иероглифа). Школы традиционных БИ Китая традиционно использовали и используют термин цюань — «кулак» (拳), чжан — «ладонь» (掌) или пай — «школа, сообщество» (派). Потому, клан Шоу дао просто не мог мимикрировать под школу рукопашного боя используя этот иероглиф — он бы наоборот стал белой вороной, выделяющийся среди прочих школ. Но сочинители «древней традиции» далеки от китайского языка и истории Китая, и до таких ляпов им дела нет — все равно придет малоразбирающаяся паства, и все что надо купит.

Интересно, что в Японии иероглиф «рука» читается как «тэ», а «шоу дао» () читается как «тэ до». Ну, а если добавить туда  туда иероглиф  «пустота», то получится «каратэ-до» (空手道). И сразу станет понятно откуда растут руки, и ноги, и все остальное. Мы же помним, что один из главных источников знания Шоу дао — книги Масутатсу Оямы? Помним ведь?

Далеко не только у меня возникает вопрос — что это за хранитель знания, если он чаще всего читает свои знания по бумажке? Почему он сам не в состоянии выполнить ни одного тао школы? Почему не следует тому, что сам проповедует? Почему, как положено Мастеру школы, он никогда не находится в мастерской позиции (2 головы ниже своего роста), т е просто не исполняет собственную базу? Почему методики оздоровления и омоложения не действуют на нем самом? Почему он, страдая от ожирения, продолжает питаться в фаст фуде и пить колу? Почему он сам не совершенствуется в боевом искусстве? Можно ли называть традицией то, что понадергано отовсюду? И почему книги за хранителя знания писала его бывшая жена?

И можете ли вы себе представить, чтобы аналогичные вопросы можно было бы задать истинным носителям традиции, тем же Чэнь Сяовану, Ди Гоюну, Джорджу Сюю и другим? Можете себе представить, что бы Чэнь Сяован не знал бы тао тайцзи? Или за Ди Гоюна книги по син и писала бы его жена? Или что б Масутстсу Ояма не знал ката кьокусинкай?

Портрет среднестатистического сегодняшнего шоудаоса — это болтливый, трусливый, плохо понимающий суть вопроса, мало читающий спецлитературу тип, в лексиконе которого при постоянном отсутствии аргументов всегда появляются слова о психологических жаждах, они обязательно вставят «спасибо, посмеялся», и им обязательно будет «жалко собеседника». Ну, а штампованные цитаты о древней истории клана, о том, что в технике боевого искусства им нет равных, о сотнях побежденных ими боксеров и борцов, уже давно стали интернетной классикой из разряда «юмор». Как правило охотно вызывающие любого на бой в интернете, в реале они испаряются как туман. «Воины ночи и тумана» же !

Они с пеной у рта будут называть черное белым, «потому что так Учитель сказал», а если завтра он поменяет свои показания на прямопротивоположные, они с той же пеной будут доказывать обратное.

Потому, я прекрасно понимаю, что на сколь-нибудь вразумительный, аргументированный ответ можно не рассчитывать, никто никаких фактов не приведет, все и так уже предельно ясно.  И традиционное отсутствие хоть какой-то конкретики будет очередным знаком согласия. Аргументация шоудаосов банальна и предсказуема — вранье, переход на личности, манипуляции, оскорбления, много болтовни, и никаких подтвержденных фактов.

В общем, на этом, я думаю, можно смело поставить точки над i в вопросе с Медведевым и Шоу дао, и сказать, что ни к какой древней традиции он не имеет никакого отношения, как и к даосизму, «что бы он там себе не выдумывал и что бы ни говорил» (С).

Всегда Ваш,

АФ

ПС Надо сказать, что реакция того берега оказалась предсказуемой, и прямо скажем, предсказанной. Невнятный поток штампованного словесного поноса, с обязательными воспоминаниями о статьях в БИПе, о чудовищных порядках и тоталитаризме царящими у меня в школе (при том, что я много лет не широко ничего не преподаю), о моих суггестивных способностях, жаждах, моем непонимании великого учения, и еще бог знает о чем, эта графоманствующая прислуга не преминула вспомнить, часто просто перевирая мои слова и аргументы, приводя их «с точностью до наоборот».

Так же было предсказуемо, что ни одного факта опровергающего мои доводы они не приведут. Многословие никак не заменяет факты, господа.

Итого мы имеем то, что имеем. Доказанные случаи плагиата, вранья и наглого очковтирательства, с неизменным переходом на личности ответствующей стороны, ибо реагировать как-то люди хотят, ведь невыносимо же им смолчать, но получается у них это как всегда плохо и бездарно. Да и отвечать по существу они не в состоянии из-за элементарного отсутствия необходимой и достаточной информации, а так же крайней некомпетентности по большинству обсуждаемых вопросов.

Долгое время, когда  было много учеников, АНМ отмалчивался, ибо за него в интернете многословно вещали его поклонники. Но времена меняются, людям надоедает слушать пустопорожнюю болтовню, а доступ к информации с каждым днем становится все проще. И поток учеников начал стремительно редеть. На летние сборы (которые по началу собирали больше 100 человек), в 2017-м просто никто не приехал…

Теперь отмалчиваться не получается, и приходится отвечать, но традиционная болтовня без фактов и конкретики распространяет все больше гнилостной плесени на «корни ветвистого дерева Шоу дао». Дерево чахнет вместе с его создателем, на которого никак не действуют преподаваемые им самим техники оздоровления, омоложения, ци гун, сексуальные практики и все остальное.

Жизнь неумолимо все расставляет по своим местам…

ППС прошу прощения за качество сканов, — книги реально редкие, и оригиналы сейчас найти крайне проблематично. Например, книга Оямы на аукционах продается  от 300 до 1000 доларов.

ПППС Я бы советовал АН Медведеву все-таки поаккуратней использовать в своем лексиконе слова типа «самозванец», «плагиатор», а так же «неуч» и «недоучка», в свете приведенных выше фактов, а так же просто весьма вероятной возможности получить по морде при личной встрече с оппонентами.  Хотя да… «воин тумана» же… неуловимый….

Удачи. 

Корни Шоу дао

2 thoughts on “Корни Шоу дао

  • Да, хорошо приложили, грамотно..Насколько мне помнится разговоры об эскриме появились у АН в аккурат после памятной поездки в мексику..Где за пару недель видимо и был изучен весь пласт техник эскримы 🙂 Вон на унибосовском сайте у карпова до сих пор диплом оттуда висит 🙂

    1. В моем исполнении памятная поездка в Мексику длилась 2 года ))
      Владение эскримой в исполнении кого бы там ни было из окружения АНМ требует обязательного музыкального сопровождения. «Танец с саблями», думаю, самое подходящее. )))

Добавить комментарий