Эскрима— боевое искусство, уникальная традиция народов Филиппинских островов, имеющая многовековую историю. Именно его в свое время отобрал и рекомендовал Даниэль Арка Иносанто, единственный аттестованный Брюсом Ли ученик и, пожалуй, единственный признанный продолжатель его дела, методики которого использованы в тренировках джиткундистов.
 О первом знакомстве европейцев с боевыми искусствами Филиппин рассказывает известная легенда. Испанская экспедиция под предводительством исследователя Фердинанда Магеллана достигла острова Себу в центральных Филиппинах в 1521 году. Король Себу Хумабон и королева Хуана быстро признали Магеллана как единственного уполномоченного представителя короля Испании на Филиппинах, что, по сути, являлось признанием зависимости Филиппин от Испанской короны.
Но совсем не так обстояло дело на близлежащем острове Мактан. Правитель острова раджа Лапу Лапу отказался платить дань и принимать христианство. Разгневанный этим высокомерием Магеллан лично повел отряд испанцев на мятежный остров. Ранним утром 27 апреля 1521 года состоялся знаменитый бой между испанцами и жителями Мактана, ведомыми вождем Лапу Лапу.
Надо сказать, испанцы просчитались — островитян было больше, чем они рассчитывали. Это сыграло немаловажную роль в исходе сражения. Испанцев оттеснили к морю, в сутолоке боя погиб сам Магеллан. Легенда гласит, что решающий удар испанцу нанес сам Лапу Лапу. Неизвестно, насколько правдиво передает легенда события этого боя, одно можно утверждать с уверенностью — это было первое знакомство Запада с боевым искусством Филиппин.
 Итальянский летописец Антонио Пигафетта, член испанской экспедиции, описал оружие, использовавшееся островитянами в этом сражении. Оно включало в себя традиционные палки (олиси), факелы (уепесес), мечи (кампиланы), копья, отравленные стрелы, мачете (боло).
 В результате культурного взаимообмена формируется система боевых искусств — Эскрима. Но из-за запрета на ношение холодного оружия во главу угла ставится работа с палкой, выполненной из кокосовой пальмы, ротана или черного дерева. А после обретения Филиппинами независимости Эскрима стала развиваться как общенациональный вид спорта.
Сегодня при упоминании о филиппинских боевых искусствах у многих сразу возникает ассоциация с боем палками. Это правильно только отчасти. Действительно, филиппинские боевые искусства подразумевают бой различными видами оружия, в том числе и палками. Однако этим технический арсенал Эскримы ни в коем случае не ограничивается. В любой школе этого боевого искусства помимо одноручного (соло бастон) или двуручного (синавали) боя палками обязательными дисциплинами являются бой ножом (дага), ножом и палкой (эспада и дага), веревкой (липьяд), и многими другими видами оружия. Помимо этого изучается бой без оружия (панантукан, пананджакман, сикаран, думог, пангамот).
Основным отличием Эскримы от других боевых искусств является то, что обучение ученика начинается со знакомства с оружием — это в первую очередь палка и нож. Изучаются формальные упражнения, познаются законы движения; ученик в процессе обучения развивает координацию и подвижность своего тела, а также гибкость кистевого сустава.

По мере ознакомления ученика с особенностями владения палкой, в программу обучения постепенно вводится спарринговая работа, которая позволяет применять полученные знания. Также именно через работу с партнёром в режиме спарринга каждый ученик вырабатывает свой стиль обращения с оружием. Мастера говорят: ты изучаешь технику данной школы, но стиль вырабатываешь свой.      На протяжении всей своей истории филиппинские боевые искусства отличались жесткостью, с одной стороны, и пластичностью техники, с другой. Контактный бой — последняя ступень перед боем реальным в любом боевом искусстве. Практика боев в полный контакт никогда не прекращалась вплоть до наших дней: в биографии любого из великих мастеров Эскримы всегда указывается, сколько он провел «боев до смерти». Традиционно на Филиппинах такие бои велись на палках либо на ножах, без всякого защитного снаряжения. Побежденным доставалась незавидная участь — либо быть убитым, либо остаться с тяжелой травмой, либо надеяться на милость победителя.

Практика исторических контактных боев на Филиппинах не предусматривала вообще никакого защитного снаряжения или каких-либо правил. Конечно, сейчас дела обстоят несколько по-иному. В монолите школ Эскримы явно прослеживается тенденция к двум течениям. Многими школами уже давно практикуются соревнования в защитном снаряжении (шлем, краги, а также налокотники и наколенники), по правилам и с судьями, однако в последние десятилетия стала прослеживаться тенденция возврата к корням и проведению жестких контактных боев практически без протекторов.

Форма одежды в каждой школе своя. Отличительным знаком может являться символика школы на одежде.
На занятиях в Школе Эскрима Контра Темпо ученики используют лишь защиту на основные суставы. Это, с одной стороны, не сковывает движения, а с другой стороны, позволяет приблизиться с реалиям боя.
В России сегодня филиппинские боевые искусства являются экзотическим видом. По всей территории нашей страны действуют разрозненные группы по изучению Эскримы под руководством энтузиастов-самоучек. Чтобы придать этому достаточно эффективному и своеобразному виду боевого искусства более организованную форму развития, в планах развития и распространения Эскримы стоит объединение всех практикующих этот вид боевых искусств, как отдельных людей, так и целых групп.

Фурунжиев А.С.

ж. «Братишка», апрель 2005 года

Эскрима — филиппинская жемчужина…

Добавить комментарий